"Стиль - это человек" (С). А писатель - это прежде всего стиль; неповторимая, как отпечатки пальцев, индивидуальность. И только во-вторых - мировоззрение, базовые ценности, жизненные предпочтения.
То есть, казалось бы, писатель по определению одиночка, штучный товар. Однако нет правил без исключений, и в истории литературы существуют творческие тандемы - супружеские, дружеские, братские.
Иногда эти люди не связаны родственными узами и даже живут в разных городах.
Иногда пишут вместе, один сидит за машинкой или клавиатурой, другой - на подоконнике. Или обговаривают все детали и бросают жребий - кому какую главу писать. Или один придумывает сюжет, другой - диалоги.
И это действительно загадка: почему у двоих возникает потребность писать вместе и, главное, как им это удается?
Ведь нужно обладать действительно схожим внутренним устройством, чтобы писать в одном стиле так, что практически невозможно разграничить - кто из них и что написал. Некоторые соавторы не делают из этого секрета, другие уходят от ответа, и даже между собой заключают договор о неразглашении.
Секреты можно раскрыть, но тайна все равно остается, и к ней можно только приблизиться, что мы и попытаемся сделать вместе с вами.
Братья Гримм
Анн и Серж Голон
Невероятной популярностью пользовались в Европе и России 60-х - 70-х 20 в. романы французских супругов Анн и Серж Голон об Анжелике - вымышленной красавице-авантюристке XVII века.
Голон - литературный псевдоним семейной пары Симоны Шанжё (род. 1921) и Всеволода Сергеевича Голубинова (1903—1972).
Симона Шанжё - Анн Голон - француженка, родилась в семье капитана французского флота, с юности увлекалась живописью и литературой, литературным трудом занималась и до встречи с Сержем Голоном, будущим мужем.
Получив премию за опубликованную книгу, она отправляется в Конго, чтобы делать репортажи.
Там она и встретила свою судьбу. Человека, которому суждено было сыграть такую огромную роль в ее жизни, звали Всеволод Сергеевич Голубинов. Он родился 23 августа 1903 года в Бухаре, в семье русского дипломата. В годы революции семья эмигрировала во Францию, Голубинову удалось получить хорошее образование, он стал геологом. Они встретились в Конго, но вернулись во Францию и поселились в Версале.
Семья жила трудно, Голубинов не мог найти работу. Тогда за дело принялась Анн.
Она решила написать историко-приключенческий роман. К делу писательница подошла исключительно добросовестно.
Симона и Всеволод три года проработали в библиотеке Версаля, изучая исторические материалы, посвященные истории семнадцатого века. Работа распределялась так: Симона изучала материал, писала, строила фабулу, составляла план, а Всеволод заботился об историческом материале и консультировал ее.
Книга увидела свет в 1956 году, а в следующем году она вышла и во Франции. Из-за большого объема ее издали в двух томах. Первый получил название "Анжелика, маркиза ангелов". Это было началом проекта и триумфа.
"Первая книга об Анжелике, ставшая классикой жанра любовно-исторического романа, повествует о юности прекрасной героини, о ее первом женском опыте. Романтические герои и увлекательные приключения ждут вас на страницах самого полного в истории издания. Впечатляющий исторический фон и, конечно же, сама Анжелика - страстная и непредсказуемая, своенравная и решительная - откроют вам мир настоящих чувств и человеческих отношений, вечных, как само мироздание - так написано в аннотации к первой книге, а работа над романом-потом продолжается и по сей день.
Серия состоит из 13 книг.
В 60-е "Анжелика" была экранизирована, в 2013 - создан римейк.
Сайт, посвященный книгам об Анжелике и ее авторам.
Сравнить образ Анжелики 60-го и 2013 г.
Буало — Нарсежак
Олег Ладыженский и Дмитрий Громов живут в Харькове, причем в соседних квартирах, что создает идеальные условия для совместного творчества. Чем писатели и занимаются непрерывно с 1990 года. С тех пор у сэра Генри Лайона вышло почти полсотни книг! Многие из них были удостоены всевозможных литературных премий в области фантастики.
Решив, что «Дмитрий Громов и Олег Ладыженский» - это слишком длинно, соавторы скомпоновали из начальных слогов своих имен звучный «английский» псевдоним. По требованию издателя снабдили его инициалами из первых букв собственных фамилий, а затем, по его же требованию, и расшифровали их. Так появился Генри Лайон Олди
КАК РАБОТАЕТ ТАНДЕМ:
Работа же идет в основном так. Приходит идея – фантастическая, философская, этическая, или, может быть, эпизод без начала и без конца, из которого может что-то родиться. Тот, кому идея пришла в голову, некоторое время "варит" ее индивидуально. Когда идея приходит в выразимое словами состояние, он делится с соавтором, – и мы начинаем бродить по городу. Обычно обговариваем на ходу, только если уж не совсем плохая погода. Мы способны месяц, два, три ходить по городу, что-то развивая, какие-то варианты отсекая, затем появляется сюжет, герои, побочные идеи, кроме той, что легла в основу. Когда видим, что наш будущий человек-роман уже имеет и скелет, и мышцы, что можно наращивать кожу и одевать одежду, тогда мы начинаем делить эпизоды. Либо же, если фигурируют несколько персонажей, берем себе по одному – по два персонажа, и каждый уже пишет от имени своих.
Сами Олди как-то сказали: "Книга должна увлекать, а не развлекать". Пример такой литературы -
"Маг в законе".
Посмотреть буктрейлер
Читать онлайн "Маг в законе"
Писатель Макс Фрай – один из популярнейших современных авторов, пишущих по-русски. Его книги, выходящие стотысячными тиражами в разных странах, многие любят за легкость, изящество слога, добрый юмор, игривость и теплоту.
Под псевдонимом Макс Фрай пишет талантливый и непредсказуемый художник Светлана Мартынчик в соавторстве с художником Игорем Степиным. Количество книг написанных и составленных Максом Фраем уже перевалило за шестой десяток».
Родилась Мартынчик в Одессе, училась на филологическом факультете Одесского Государственного Университета.
Уже несколько лет живёт в Вильнюсе
Как работают вместе Светлана Мартынчик и Игорь Степин? Светлана высказывается так:
... В нашем случае это совместное обсуждение как абстрактных идей, так и конкретных происшествий в пространстве текста, бесконечно ценное для меня.
То есть, надо понимать так, что один из соавторов обладает литературным даром, способностью описывать, другой - способностью вообразить то, чего нет. Вместе они создали миры фэнтези - Лабиринты, Хроники и Сновидения ЕХО. Впрочем, часто Светлана Мартынчик пишет и одна, также под созданным еще в 80-е годы брэндом.
Подробнее
Здесь нужно добавить, что отечественные тандемы этими именами не исчерпываются.
Леонид Мончинский и Владимир Высоцкий вместе написали в свое время роман "Чёрная свеча" (о лагере и заключенных).
Свои "Дозоры" Сергей Лукьяненко писал в соавторстве с другими талантливыми фантастами (Владимир Васильев, Аркадий Шушпанов, Алекс де Клемешье, Иван Кузнецов) и так говорит об этом соавторстве:
"Мне очень приятно, что в этой "игре Дозоров" я был больше в роли "тренера", пусть и "играющего" - идеи книг и большая часть труда принадлежат авторам, чьи имена я советую запомнить всем любителям фантастики".
Дмитрий Быков в соавторстве с Максимом Чертановым (под этим псевдонимом скрывается Мария Кузнецова, о которой, кроме имени неизвестно практически ничего, и это тоже наводит на мысль о мистификации) написали романы «Правда», «Живой», «Код Онегина» (последний — под издевательским псевдонимом «Брейн Даун»)
Михаилом Успенским в соавторстве с Андреем Лазарчуком написаны фантастическая трилогия "Посмотри в глаза чудовищ", "Гипербореская чума" и "Марш экклезиастов".
Иосиф Бродский, правда, писал, что есть "писатели" и есть "изготовители романов".
По крайней мере, что касается романов "Посмотри в глаза чудовищ" и "Живой" - они НАПИСАНЫ, а не изготовлены. Так нам кажется.