"Стиль - это человек" (С). А писатель - это прежде всего стиль; неповторимая, как отпечатки пальцев, индивидуальность. И только во-вторых - мировоззрение, базовые ценности, жизненные предпочтения.
То есть, казалось бы, писатель по определению одиночка, штучный товар. Однако нет правил без исключений, и в истории литературы существуют творческие тандемы - супружеские, дружеские, братские.

Иногда эти люди не связаны родственными узами и даже живут в разных городах.

Иногда пишут вместе, один сидит за машинкой или клавиатурой, другой - на подоконнике. Или обговаривают все детали и бросают жребий - кому какую главу писать. Или один придумывает сюжет, другой - диалоги. И это действительно загадка: почему у двоих возникает потребность писать вместе и, главное, как им это удается?

Ведь нужно обладать действительно схожим внутренним устройством, чтобы писать в одном стиле так, что практически невозможно разграничить - кто из них и что написал. Некоторые соавторы не делают из этого секрета, другие уходят от ответа, и даже между собой заключают договор о неразглашении.

Секреты можно раскрыть, но тайна все равно остается, и к ней можно только приблизиться, что мы и попытаемся сделать вместе с вами.

Братья Гримм

  • Со сказками Братьев Гримм мы знакомимся еще в свою дописьменную эпоху, не умея читать.
    Братья Гримм (Якоб, 4 января 1785 г. — 20 сентября 1863 г. и Вильгельм, 24 февраля 1786 г. — 16 декабря 1859 г.) – немецкие филологи, исследователи народной культуры, родоначальники компаративистики.
    Оба брата родились в городе Ханау, в Германии, поступили в Марбургский университет,намереваясь стать юристами. Однако увлеклись литературой.
    В 1812 г. начинается биография братьев Гримм, как неразделимого творческого союза всемирно известных писателей-сказочников. Именно тогда они выпустили первый том «Детских и семейных сказок». В 1815 г. вышел в свет второй том, в 1822 – третий.
    Оба брата, кстати, работали в библиотеке в Касселе, позже в Геттингене, где стали профессорами,

  • В 1840 г. вступил на престол Фридрих-Вильгельм Прусский. Откликнувшись на вызов короля, братья Гримм прибыли в Берлин, где были избраны в члены Берлинской Академии Наук и получили право на чтение лекций в Берлинском университете. С тех пор братья Гримм жили в Берлине постоянно до самой смерти.
    Написанная Якобом «Немецкая грамматика» — первая попытка создания научной грамматики германских языков — произвела революцию в филологии. Вильгельм в основном занимался собиранием, переводом и изданием старинных текстов. Под конец жизни братья занялись созданием первого словаря немецкого языка, но успели довести его только до буквы «Е».
    Все, как в сказках для детей с неизбежным хорошим концом. Но со сказками не все так просто.

  • Обложки первых прочитанных нам сказочных книг мы помним всю жизнь.

  • Но только став взрослыми, мы узнаем, что братья значительно адаптировали для детского чтения кровожадные и грубые истории дохристианского человечества.
    Так, например, Спящая красавица в сказке была разбужена поцелуем прекрасного принца, тогда как в одном из вариантов оригинала ее обнаружил король, который, пораженный красотой девушки, пытался ее разбудить, вероятно, для того, чтобы спросить разрешения, но ему это не удается и тогда он поступает так, как поступил бы почти каждый мужчина. В результате Красавица родила в спящем состоянии двойню, а разбудил ее малыш, который стал сосать ее палец и извлек отравленную занозу от веретена. Но и это еще не все!



  • Королева, узнав о сопернице, приказывает убить детей и приготовить из них пироги с мясом, которыми мстительно потчует короля. А Красавицу повелевает сжечь. Впрочем, все кончается хэппи-эндом - повар, будучи приличным человеком, подменяет начинку и готовит пироги с ягнятиной. А король сжигает злобную королеву и женится на красавице. И у них уже есть двое готовых наследников!
    Старинные "Красная шапочка" и "Золушка" не уступают по степени жестокости никакому современному нуару. Но здесь уже даже гуманным Братьям не под силу отлакировать сказку так, чтобы дети не тряслись от ужаса, если у них есть хоть капля воображения.


Анн и Серж Голон

Невероятной популярностью пользовались в Европе и России 60-х - 70-х 20 в. романы французских супругов Анн и Серж Голон об Анжелике - вымышленной красавице-авантюристке XVII века.
Голон - литературный псевдоним семейной пары Симоны Шанжё (род. 1921) и Всеволода Сергеевича Голубинова (1903—1972).
Симона Шанжё - Анн Голон - француженка, родилась в семье капитана французского флота, с юности увлекалась живописью и литературой, литературным трудом занималась и до встречи с Сержем Голоном, будущим мужем.
Получив премию за опубликованную книгу, она отправляется в Конго, чтобы делать репортажи.
Там она и встретила свою судьбу. Человека, которому суждено было сыграть такую огромную роль в ее жизни, звали Всеволод Сергеевич Голубинов. Он родился 23 августа 1903 года в Бухаре, в семье русского дипломата. В годы революции семья эмигрировала во Францию, Голубинову удалось получить хорошее образование, он стал геологом. Они встретились в Конго, но вернулись во Францию и поселились в Версале. Семья жила трудно, Голубинов не мог найти работу. Тогда за дело принялась Анн.
Она решила написать историко-приключенческий роман. К делу писательница подошла исключительно добросовестно. Симона и Всеволод три года проработали в библиотеке Версаля, изучая исторические материалы, посвященные истории семнадцатого века. Работа распределялась так: Симона изучала материал, писала, строила фабулу, составляла план, а Всеволод заботился об историческом материале и консультировал ее.
Книга увидела свет в 1956 году, а в следующем году она вышла и во Франции. Из-за большого объема ее издали в двух томах. Первый получил название "Анжелика, маркиза ангелов". Это было началом проекта и триумфа.
"Первая книга об Анжелике, ставшая классикой жанра любовно-исторического романа, повествует о юности прекрасной героини, о ее первом женском опыте. Романтические герои и увлекательные приключения ждут вас на страницах самого полного в истории издания. Впечатляющий исторический фон и, конечно же, сама Анжелика - страстная и непредсказуемая, своенравная и решительная - откроют вам мир настоящих чувств и человеческих отношений, вечных, как само мироздание - так написано в аннотации к первой книге, а работа над романом-потом продолжается и по сей день.
Серия состоит из 13 книг.
В 60-е "Анжелика" была экранизирована, в 2013 - создан римейк.
Сайт, посвященный книгам об Анжелике и ее авторам.

Сравнить образ Анжелики 60-го и 2013 г.

Буало — Нарсежак

  • Буало — Нарсежак (фр. Boileau-Narcejac) — творческий тандем, который составляли два французских писателя — Пьер Буало (1906—1989) и Том Нарсежак (1908—1998).
    Пьер-Луи Буало (фр. Pierre Louis Boileau) родился 28 апреля 1906 года в Париже. Именно он первым стал известен как писатель.
    Пьер Робер Эро родился 3 июля 1908 в Рошфор-сюр-Мер. До конца 40-х годов XX века преподавал философию (был профессором университета), написал ряд философских работ. В 1947 году выпустил книгу «Эстетика детективного жанра», куда вошла, в частности, критика творчества уже известного на тот момент писателя Пьера Буало. После того, как сам Буало прочитал эту книгу, между ним и Эро завязалась переписка.

  • В 1948 году, на церемонии вручения Нарсежаку приза за лучший приключенческий роман (за «Смерть в отъезде») писатели познакомились, а через некоторое время стали писать детективы вместе, образовав знаменитый творческий тандем «Буало-Нарсежак». Датой начала совместной творческой деятельности «Буало-Нарсежака» является 1951 год — год выхода романа «Призрачная охота».
    Помимо детективов, ими написаны 37 «обычных» романов,
    Они были не похожи друг на друга. Подвижный, сухощавый Пьер Буало и полный, степенный Тома Нарсежак. Их отличали происхождение, вкус и темперамент. Они жили в разных городах. Но почти за сорок лет совместной деятельности создали более пятидесяти детективных романов и повестей.
    По мнению писателей, их произведения следует воспринимать не как детективы в обычном смысле этого слова, а как образчики запутанных, «невозможных» на первый взгляд ситуаций, разобраться в подоплеке которых читателю предлагается вместе с заблудившимся в дебрях загадок (в действительности - изощренных, коварных ловушек) главным героем.

  • Лучшие книги Буало-Нарсежака:



    «Волчицы» — повествование о юноше и двух влюбленных в него сестрах. Молодой человек выдает себя за погибшего друга, а одна из сестер утверждает, что обладает даром ясновидения. Классический криминальный роман об иллюзорности мира лег в основу киноленты, вошедшей в золотой фонд французского кинематографа.




  • "Та, которой не стало" - рассказ о муже, который планирует убийство жены, но не знает о том, какую цену ему придется заплатить за это... Классический криминальный роман, на поверку оказывающийся повествованием об иллюзорности мира. Лег в основу кинолент, вошедших в золотой фонд французского и американского кинематографа.

  • "Конечная остановка", "Любимец зрителей".

    Конечная остановка - рассказ о том, как муж, начав расследование обстоятельств автокатастрофы, в которую попала его жена, понимает, что та вела двойную жизнь и под чужим именем была любимой моделью у популярного парижского художника. Но это лишь небольшая часть замысловатой головоломки, которую придется разрешить герою.
    Любимец зрителей - Еще совсем недавно он был кумиром миллионов женщин. Но теперь все в прошлом. Осталась лишь неудовлетворенная жажда славы и желание любой ценой с триумфом вернуться на экран. Судьба дает ему этот шанс. Но герой, в прошлом игравший только рыцарей без страха и упрека, должен сделать выбор между новой ролью и возможностью упрятать в тюрьму невинного человека. Человека, которого он ненавидит всей душой, - своего заклятого врага.

Заказать книги в электронном каталоге библиотеки.
















Здесь нужно добавить, что отечественные тандемы этими именами не исчерпываются.

Леонид Мончинский и Владимир Высоцкий вместе написали в свое время роман "Чёрная свеча" (о лагере и заключенных).

Свои "Дозоры" Сергей Лукьяненко писал в соавторстве с другими талантливыми фантастами (Владимир Васильев, Аркадий Шушпанов, Алекс де Клемешье, Иван Кузнецов) и так говорит об этом соавторстве:

"Мне очень приятно, что в этой "игре Дозоров" я был больше в роли "тренера", пусть и "играющего" - идеи книг и большая часть труда принадлежат авторам, чьи имена я советую запомнить всем любителям фантастики".

Дмитрий Быков в соавторстве с Максимом Чертановым (под этим псевдонимом скрывается Мария Кузнецова, о которой, кроме имени неизвестно практически ничего, и это тоже наводит на мысль о мистификации) написали романы «Правда», «Живой», «Код Онегина» (последний — под издевательским псевдонимом «Брейн Даун»)

Михаилом Успенским в соавторстве с Андреем Лазарчуком написаны фантастическая трилогия "Посмотри в глаза чудовищ", "Гипербореская чума" и "Марш экклезиастов".

Иосиф Бродский, правда, писал, что есть "писатели" и есть "изготовители романов".

По крайней мере, что касается романов "Посмотри в глаза чудовищ" и "Живой" - они НАПИСАНЫ, а не изготовлены. Так нам кажется.