Память - один из феноменов человеческого сознания. Отдельные воспоминания могут заставить выживать в самых немыслимых ситуациях, а могут все вокруг разрушить до основания.

Память исследуют не только ученые. К ней обращались и обращаются и писатели, и поэты. Авторы пытаются найти ответ на многочисленные вопросы: "Что такое память?", "Что она способна с нами сделать?", "Почему она нас покидает?", "Насколько она объективна?"....

Умберто Эко
«Таинственное пламя
царицы Лоаны»
2004

По словам постоянной переводчицы Эко Елены Костюкович, «Таинственное пламя царицы Лоаны» — роман «о том, как интеллигентный человек переживает инсульт». Несмотря на некоторый комизм, эта формулировка довольно исчерпывающа: действительно, в начале книги букинист Джамбаттиста Бодони приходит в себя после кровоизлияния в мозг и обнаруживает, что ничего не помнит о своем прошлом, а все последующие главы проводит в поисках утраченного — отправляется в микроодиссею внутри собственной головы, чтобы вернуться на Итаку собственной личности.

В качестве навигационных карт Бодони использует газетные вырезки полувековой давности, обложки грампластинок и сигаретные пачки, марки и календари, комиксы и открытки, старые тетрадки и подростковые любовные стихи. И надеется, что по возвращении его встретит Пенелопа — вечно юная, в черном школьном переднике, бесконечно желанная, убийственно прекрасная.

Читать онлайн

Харуки Мураками
«Кафка на пляже»
2002

В «Кафке на пляже» обоим главным героям досталось по амнезии: милый старичок Сатору Наката при подозрительных обстоятельствах разучился читать и писать; серьезный и целеустремленный подросток Кафка Тамура при не менее подозрительных обстоятельствах впал в беспамятство, а после обнаружил себя в странном месте, в окровавленной майке и без малейшего представления о том, что произошло.

Потеря памяти — что-то вроде утраты части личности, и Мураками, большой любитель расщеплять, параллелить и взаимодополнять сознания, намеренно перемежает эпизоды, в которых Наката едет к морю, эпизодами, в которых Кафка, самый крутой среди пятнадцатилетних, обживается в новом городе. Их пути пересекутся в мемориальной библиотеке — своего рода метафоре склада воспоминаний.

Впрочем, цитируя Мураками, библиотека — не метафора. Все, что есть на свете, — метафора, а библиотека — нет.

Книгу можно получить на художественном абонементе Научной библиотеки КФУ. (Старое здание библиотеки во дворе университета)

Читать онлайн

Себастьян Жапризо
«Ловушка для Золушки»
1965

Жили-были три девочки-подруги: Ми, До и Ля. Ля умирает в начале третьего абзаца, До становится банковской служащей с претензиями и замыслами, а Ми — богатой бездельницей с истерической акцентуацией характера. Повзрослевшие и, казалось бы, заново сдружившиеся Мишель и Доменика оказываются жертвами подозрительного несчастного случая: одна из них погибает, а вторая приходит в себя в больнице — обгоревшая до неузнаваемости, с пробитой головой и ретроградной амнезией.

Себастьян Жапризо — один из родоначальников школы французского психологического детектива, то есть детектива, в котором не столько стреляют, допрашивают и расследуют, сколько занимаются постановкой экзистенциальных проблем. Так что читателю «Ловушки» придется искать ответ не только на вопрос «кто убийца?», но и на вопрос «кто виноват?», и даже на «послушайте, да что здесь вообще происходит?».

Читать онлайн

Книгу можно получить на художественном абонемента Научной библиотеки (ул. Кремлевская, 18, корпус 6 (главное здание), 1-й этаж)

Жан-Кристоф Гранже объездил весь мир в качестве международного репортера, сотрудничая с такими журналами, как «Пари матч» и «Санди таймс», был награжден престижнейшими премиями Reuter и World Press, а потом завоевал феноменальную известность как автор триллеров. Удостоен Гран-при RTL-Livres, Choix des libraires, читательской премией Livre de poche. Книги Гранже переведены более чем на 35 языков и издаются миллионными тиражами, по всем его триллерам сняты или снимаются фильмы. Встреча с пациентом, страдающим амнезией, приводит психиатра Матиаса Фрера к ужасному открытию: у него тот же синдром «пассажира без багажа».

Раз за разом он теряет память и из осколков прошлого создает себе новую личность. Чтобы обрести свое подлинное «я», ему придется пройти через все свои прежние ипостаси. Фрера преследуют загадочные убийцы в черном, за ним гонится полиция, убежденная, что именно он — серийный маньяк, совершивший жуткие убийства, имитирующие древнегреческие мифы. Да он и сам не уверен в своей невиновности… Как ему выбраться из этого лабиринта? Быть может, лейтенант полиции Анаис Шатле, для которой он — главный подозреваемый, дарует ему путеводную нить?

Читать онлайн

Почти два напряженных и плодотворных года жизни выпали из памяти преуспевающего писателя Андрея Корина. Считается, что это последствия автокатастрофы. Но чем энергичнее пытается Андрей восстановить утраченное время, тем очевиднее - причина гораздо глубже.

Словно в зеркало вглядывается он в окружающих, по крохам собирая прошлое. И все чаще взгляд его обращается на самого себя, ибо именно в нем таится причина этой странной амнезии. Какой поступок в прошлом заставил сознание Андрея вытеснить из памяти кусок жизни? Кто вокруг - друзья или враги? Откуда исходит опасность - ведь на него дважды покушались? И что откроется взору, когда его память внезапно прозреет?..

Заказать в каталоге Научной библиотеки

Читать онлайн

АЛЕКСАНДР БЛОК

Ветр налетит, завоет снег,
И в памяти на миг возникнет
Тот край, тот отдалённый брег...
Но цвет увял, под снегом никнет...

И шелестят травой сухой
Мои старинные болезни...
И ночь. И в ночь - тропой глухой
Иду к прикрытой снегом бездне...

Ночь, лес и снег. И я несу
Постылый груз воспоминаний...
Вдруг - малый домик на поляне,
И девочка поёт в лесу.
6 января 1912

АННА АХМАТОВА

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

А не то... Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.

22 июня 1939

МАРИНА ЦВЕТАЕВА

Память о Вас — легким дымком,
Синим дымком за моим окном.
Память о Вас — тихим домком.
Тихий домок — Ваш — под замком.

Что за дымок? Что за домок?
Вот уже пол — мчит из-под ног!
Двери — с петлей! Ввысь — потолок!
В синий дымок — тихий домок!

10 июля 1918

АРСЕНИЙ ТАРКОВСКИЙ

Не дерзости твоих страстей
И не тому, что все едино,
А только памяти твоей
Из гроба научи, Марина!

Как я боюсь тебя забыть
И променять в одно мгновенье
Прямую фосфорную нить
На удвоенье, утроенье
Рифм -
и в твоем стихотворенье
Тебя опять похоронить.